«Мифопоэтическое движение мужчин» это термин, который используется для описания групп мужской самопомощи, появлявшихся благодаря ряду организаций и авторов в США с начала 1980-х и на протяжении 1990-х годов. Целью работы таких групп является воспитание большего понимания факторов (таких как индустриализация), определяющих роли мужчин в современном обществе и того, как изменения в обществе влияют на поведение, осознанность и понимание себя, идентичность. Активности, характерные для мужских групп, в большой мере своим происхождением обязаны юнгианской психологии (например, архетипам Юнга), где использование мифов и сказок, взятых из разных культур, служит способом интерпретации проблем, стоящих перед мужчинами в обществе.
Группы, сформировавшиеся в период развития мифопоэтического движения, избегают политического или социального лобби и отдают предпочтение терапевтическим воркшопам и уединению в глухой местности, часто прибегая к ритуалам коренного населения США: игре на барабанах, песнопению и использованию индейских бань «свет лодж». Данные ритуалы используются с тем, чтобы помочь личностному росту участников (наиболее часто — мужчинам среднего класса и среднего возраста) с намеченной целью духовного соединения с утерянной, «глубинной» мужской идентичностью или внутренним самосознанием
Самым известным текстом движения является книга «Железный Джон: Книга о мужчинах», написанная поэтом Робертом Блаем, который доказывает, что «мужская энергия» ослабляется современными институтами, такими как индустриализация, сепарация отцов от семейной жизни из-за их работы вне дома, а также феминистическим движением. Блай призывает мужчин восстановить доиндустриальную концепцию маскулинности, концепцию духовного товарищества с другими мужчинами в мужских кругах.
История
Термин «мифопоэтическое» (движение – прим.пер.) был введен профессором Шепердом Блиссом, как более удачный, с его точки зрения, по сравнению с термином «Мужское движение нового века». Последователи данного движения используют стиль психологической самопомощи, вдохновением для которого послужили работы Роберта Блая, Роберта Джонсона, Джозефа Кемпбелла и других юнгианских авторов.
Мифопоэтическое движение мужчин часто – и неверно – называют просто мужским движением (которое является гораздо более широким понятием). Для первого – наиболее характерной особенностью являются ритуалы, которые имеют место во время встреч. В то время как на протяжении 1990-х годов движение было у всех на устах, на сегодняшний день оно не утратило актуальности и поддерживается такими организациями как The ManKind Project, а также частными психологами и духовными практиками.
Принципы и практика
По мнению социолога Майкла Месснера, поледователи мифопоэтического движения придерживаются точки зрения, согласно которой развитие урбанистического индустриального общества «загнало мужчин в смирительные рубашки рациональности, тем самым подавив мощное эмоциональное общение и коллективный дух, которые, по их мнению, были обычными и характерными для людей племенных обществ». Движение стремится восстановить «глубинную маскулинность» мужчин, которые утратили ее в своих современных способах жизни».
Другие причины утраты «глубинной маскулинности», о которых говорят адвокаты движения:
- Мужчины утратили дух и возможности мужского товарищества, где совместно воздается дань уважения маскулинности. Скорее они стали конкурентами на своих рабочих местах.
- Мужчины проводят больше времени дома с женщинами, чем они проводили и проводят с мужчинами (в неконкурентных условиях вне рабочих мест). Чрезмерное общение с женщинами обычно не позволяло мужчине осознать и реализовать в полной мере свою внутреннюю маскулинность.
- Феминизм, привлекающий внимание к «голосу фемининности». Благодаря данному феномену, последователи мифопоэтического движения переживали, что их – мужские — голоса поставлены на беззвучный режим (хотя Блай и другие авторы очень осторожно высказывались на эту тему и не обвиняли феминизм в том, что мужчин не слышат).
- Сепарация мужчин от их отцов не позволила им пройти настоящую инициацию в мир взрослого мужчины и стала источником эмоциональной травмы.
- Мужчины продолжали испытывать эмоциональную травматизацию из-за обвинений в сексизме со стороны феминисток. Мужчины должны воздавать дань уважения своим отличиям от женщин, а не испытывать вину за эти отличия.
- Мужчинам не рекомендуется выражать свои эмоции. Невыражение эмоций мужчинами является эпидемией и не соответствует их «глубинной маскулинной» природе.
Мифопоэтическое движение мужчин породило огромное количество групп-самопомощи и разного рода тренинговых программ от таких авторов, как: Роберт Блай, Майкл Миди и Роберт Мур. Среди наиболее активных адвокатов их возникновения был поет Роберт Блай, чья книга «Железный Джон: Книга о мужчинах» (1990), являясь своего рода толкованием сказки о «Железном Джоне» Братьев Гримм, на 62 недели попала в список бестселлеров газеты Нью-Йорк Таймс. Группы мужчин, выходцев из среднего класса, покидали дома своих любимых женщин с тем, чтобы присоединиться к духовным ритуалам, которые делали акцент на гомо-социальности (общение с людьми одного пола), главной целью которых являлась интеграция утерянных частей их маскулинности, которую называют «глубинной маскулинностью».
В мифопоэтическом движении желание прикоснуться к духовности и вместе с тем быть мужественным является определяющем в том, как эта группа представляет природу полов и взаимоотношения между полами. Мифопоэтическое движение относится к полу, как к биологической реальности, которая укоренена в психике мужчин и женщин. Такое отношение к полу перекликается с юнгианской философией, на которой основано движение. Таким образом мужчины, относящиеся к последователям движения, говорят о необходимости восстановления «глубинной маскулинности», о необходимости провести различие между тем, что они считают подлинной или зрелой маскулинностью и сложной токсичной маскулинностью незрелого мужчины.
В силу того, что большинство мужчин сегодня больше не прибегают к мужским ритуалам, мифопоэты утверждают, что мужчины мутировали в разрушительных, гипермаскулинных шовинистов или, в противоположном направлении, стали слишком феминизированными. Мифопоэты применяют ритуалы на своих встречах, имитирующие те, которые применяли племенные общества, когда мужчины инициировали мальчиков в глубокую естественную мужественность. Движение делает акцент на важности участия в ритуалах мужчин разных поколений с тем, чтобы мужчины могли узнать о мужественности от более старших и мудрых людей.
Характеристикой раннего этапа мифопоэтического движения была тенденция пересказывания мифов, легенд и сказок, а также их интерпретация каждым из участников, как инструмента для личностного инстайта. Используя часто отсылки к архетипам, описанным в юнгианском психоанализе, движение фокусируется на вопросах гендерных ролей, гендерной идентичности и благополучии современного мужчины (и женщины). Адвокаты движения часто используют рассказ историй с музыкой. Такие приемы часто называют «шаманизмом нового века», который получил популярность благодаря Майклу Харнеру примерно в то же время. Движение стремится поддержать мужчин путем сравнения архетипических характеров с их собственными эмоциями и способностями. Например, Майкл Месснер описывает концепцию «Энергии Зевса», подчеркивающей «авторитет мужчины, используемый во благо сообщества». Мифопоэты верят в эмоциональную систему, основанную на архетипах великих мужчин, открытие которых в себе помогало найти свои подавленную теневую часть (напр., «животного-самца»). Группа в первую очередь анализирует и использует архетипы Короля, Воина, Мага, Любовника и Дикаря.
Вследствие работы движения появились научные работы, публикуются всевозможные тематические журналы, проводятся ежегодные конференции, основанные на работе и мировоззрении Роберта Блая (такие как Конференция Мужчин Миннесоты и Конференция Великой Матери и Великого Отца), запущена работа неприбыльных организаций, таких как «The ManKind Project» и Кросскультурный Фонд «Мозаика» Майкла Миди. Мифопоэтические практики среди групп женщин так же существуют и являются частью более широкого движения «женской духовности».
По материалам WiKi.
Перевод: Дмитрий Чабан, октябрь 2018.